Зависть

зависть веды качества низшей природы

Это то, что не дано нам от рождения и появляется далеко не сразу. Зависть – это только человеческое качество, которое растет и развивается много лет. У маленьких карапузиков этого качества нет, и если ребенку понравилась чужая формочка,  он просто берет ее и играет, пока не отберут. А если отберут, то злится, обижается, расстраивается, но никак не завидует обладателю формочки. Потом нас начинают сравнивать:

- смотри, как Машенька аккуратно кушает, какое у нее всегда чистое платьице, а у тебя…

- а Ванечка уже до 10 умеет считать и по слогам читает, а ты…

- семья твоего друга летом во Францию ездила, а мы все на дачу. Конечно, денег-то у них куры не клюют, а у нас…

- Анечка фигурным катанием занимается, Света в художественную школу ходит, Вася – на футбол, Петя на скрипке играет. И все-то у них замечательно получается, а ты музыкальную бросил(а)…

У других все так прекрасно, и вообще, хорошо там, где тебя нет. Скорее даже так: где тебя нет – там и хорошо. Сравнивают, приводят в пример других, не замечают или обесценивают способности и интересы своего ребенка. И вот уже хочется, чтобы Анечка упала на лед, а Петя забыл свою скрипку в автобусе.

Для того чтобы мы начали переживать зависть, необходима высокая значимость сравниваемого качества.

Мои родители выбрали неудачный пример для сравнения. Объектом их обожания и восхищения была дочь маминой подруги, назову ее Катей. Звучало это так: «Катя так хорошо знает английский (я учила немецкий). Катя выиграла один конкурс и поехала в Америку. Катя выиграла другой конкурс и поехала в Англию…»

Катю я знала хорошо, родители долго и безуспешно пытались нас подружить. Мы ездили вместе в пионерский лагерь, где она почти все время сидела одна на лавочке и читала. Ну никак мне не завидовалось, я смотрела на нее с сочувствием и мыслью: только не это! С того времени у меня осталась только устойчивая нелюбовь к английскому языку.

Современное общество  подталкивает человека к сравнению, заставляя его сопоставлять себя и других на работе, в школе и семье. Отсюда, как правило, объектом зависти становятся люди, находящиеся рядом  с завистником: одноклассники, друзья, родственники, знакомые. Масла в огонь подливают журналы, радиостанции, телевидение, интернет. Кругом реклама, которая просто кричит про то, что ТЫ несовершенен, неуспешен, некрасив, несексуален, у тебя перхоть, целлюлит, кариес. У ТЕБЯ нет модной одежды, современной машины, телефона последней модели, ТЫ не был на Бали (какой ужас!) и не знаешь английский язык (опять этот английский:)!!). Вся рекламная индустрия построена на зависти.  Мы ни в чем 100% не совершенны. Да, это так. Быть Идеальным человеком – такая гадость! Я пробовала (см. «Гордость»). Можете испытать на себе: представить, помедитировать.

Благо зависти в том, что она  указывает человеку на его собственный интерес и невоплощенное желание, на то, к чему он прикладывает недостаточно сил и старания или избрал неверный путь для реализации своей потребности, мечты. Зависть – это маркер: вот чего я хочу, что может быть толчком к достижению цели. А цель здесь такая: показать другим и, в первую очередь, объекту зависти, что Я не хуже и даже лучше остальных людей. Она же и показывает наше чувство неполноценности, т.е. оценки себя, как неспособного (по крайней мере, на данный момент) добиться своего желания, воплотить в жизнь свое стремление.  Этим она и разрушительна, потому что где-то кто-то в чём-то реально лучше, компетентнее, сильнее, успешней.

Вот отрывки из книги Александра Ткаченко «Бабочка в ладони». Мне кажется, все очень точно:

«Господи, почему не мне, а ему?» — любой внимательный человек, хотя бы раз ловивший себя на зависти, знает, что это чувство сводится в конечном счете именно к такому недоумению и к обиде на Бога. И не так уж важно, что именно досталось «не мне, а ему» — ученая степень или новая машина, способность к стихосложению или банковский счет.

Ведь каждый из нас понимает, что есть в жизни такие вещи, которых мы не могли бы достичь даже самыми отчаянными усилиями, и далеко не все в нашей судьбе определяется трудолюбием и усердием. Например, мальчик, родившийся в семье преуспевающего бизнесмена или политика, уже по самому факту своего рождения именно в этой семье имеет ряд колоссальных преимуществ перед сыном фрезеровщика с завода имени Лихачева. А человеку с врожденным абсолютным слухом освоение музыкальной науки дается гораздо легче, чем бедолаге, которому, что называется, в детстве медведь на ухо наступил. Так почему одни уже с колыбели имеют то, чего другие не в состоянии приобрести даже тяжким трудом?

…С точки зрения вечности судьба любого человека зависит вовсе не от обстоятельств его жизни, а лишь от того, как он реализует себя в этих обстоятельствах, определенных ему Богом. Ведь Господь знает духовное устроение каждого из нас и по Своей любви предоставляет любому человеку условия земной жизни, наиболее благоприятные для приобретения жизни вечной. Поэтому возмущенный вопрос завистливого сердца: «Господи, почему не мне, а ему?» — всегда предполагает сомнение именно в этой Божьей любви, в благости и пользе Его определений.

… главная черта настоящей зависти — желание зла тем, кому завидуешь.

Механизм появления в человеческой душе этого разрушительного чувства довольно прост: глядя на преуспевшего в чем-либо человека, завистник сначала желает себе таких же благ, потом огорчается их отсутствием у себя. А когда ему становится ясно, что этих благ ему никогда не достигнуть, он начинает мечтать уже о том, чтобы их лишился и сам обладатель. Вот тогда и созревает в человеке этот страшный дракон — злая зависть, о которой говорил святитель Илия Минятий: «Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая… ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

…Можно возразить: ведь совсем не обязательно зависть выражает себя в реальном действии подобного рода. Человек может просто завидовать по-тихому, в душе, и никому при этом не вредить.

Да, по большей части так оно и бывает. Каждый из нас кому-то завидует, но далеко не каждый при этом делает другим гадости или совершает преступления. Однако и преступники не сразу стали способными на кражи и убийства, они ведь тоже начинали с вполне безобидных, как им тогда казалось, мальчишеских фантазий о том, что «хорошо бы иметь такие кроссовки, такую куртку или такой мобильник, как у вон того пацана». В том и трагизм ситуации, что человек не в состоянии абсолютно точно определить — за каким именно поворотом судьбы зависть из мечтаний превратится для него в лютого зверя, с которым он уже не сможет справиться.

А если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным чувством он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление…

ВЫХОД ИЗ ЛАБИРИНТА

…Избавить себя от такого пагубного заблуждения можно только одним способом. Святитель Василий Великий пишет: «Мы можем избежать зависти, если из человеческого не будем почитать великим и чрезвычайным ни того, что люди называют богатством, ни увядающей славы, ни телесного здоровья, но будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных».

…Завидовать же можно лишь тем, кого не любишь, к кому испытываешь пусть легкую, но все же неприязнь. А там, где есть любовь или хотя бы стремление к ней, зависти уже нет места. Так, мать не может завидовать своему ребенку просто потому, что любит его, радуется его радостям и любой его успех воспринимает как свою собственную победу.» 

 

как узнать свое будушее?

Грубость

Высокомерие

Жадность

Чувство ложного престижа

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
This question is for testing whether or not you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
5 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.