Правополушарное рисование - видеокурс

О методе

Впервые этот метод был разработан и описан американской преподавательницей Бетти Эдвардс более 30 лет назад (1979 г.). Автор утверждает: менеджер, учитель, писатель, инженер, студент — любой человек способен разбудить в себе мощную силу творческого потенциала, если займётся рисованием. Его отличие от традиционного обучения – активность правого полушария мозга, на что и направленны все упражнения, выполняемые на тренинге. Многие открытия и  идеи, по словам Бетти Эдвардс, стали результатом случайных событий и стечения обстоятельств. Художник с развитой интуицией предлагает способ всем желающим развить и в себе эту способность. Суть метода – избавить ученика от анализа и критики своих действий, забыть символы и шаблоны, расширить зрительное восприятие, научиться доверять себе.

В основе метода лежат результаты новаторских исследований психобиолога, Нобелевского лауреата Роджера У. Сперри, впервые опубликованные в 1968 г., касавшиеся двойственной природы работы человеческого мозга. Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, восприятия мира таким, какой он есть, без искажений и смыслов, учит нас быть в настоящем времени. Умение рисовать — это лишь средство, а не самоцель. Учась рисовать, вы научитесь видеть по-другому. А это, в свою очередь, улучшит ваши способности к творческому мышлению.

Возможности

Этот метод раскрывает творческий потенциал человека, проявляет индивидуальность, снимает внутренние барьеры и критику, учит видеть красоту даже в простых линиях, дает радость и наслаждение самим процессом и результатами своих художественных творений. Правополушарное рисование делает ваше восприятие более целостным и реальным, без искажений. За целостность восприятия отвечает только правое полушарие. Левое – логическое, последовательное, анализирующее – воспринимает только части, детали. Собирает все элементы в законченный целый образ правое полушарие. Выполняя непонятные упражнения, казалось бы, лишенные смысла, Вы развиваете свои интуитивные способности, т.к. смотрите на целое, а не только на те элементы, которые кажутся важными.

Для кого

Для взрослых и детей школьного возраста. Единственное умение, которое нужно на начальных этапах – уверено держать карандаш в руке. Правополушарное рисование интересно как для детей, так и для взрослых. Это прекрасный способ вместе провести время родителям и ребенку, поддержать друг друга и порадоваться успехам.  Ничто так не сближает, как совместная деятельность, игры.

Если вы только начинаете водить машину и вам трудно ориентироваться в потоке машин, видеть знаки, разметку дороги, показания приборов на панели,  других участников движения – все это сразу, при этом быстро принимать решение – на какую педаль жать и в какую сторону крутить руль, то  добро пожаловать к нам на тренинг. Будем рисовать и развивать целостность восприятия.

Различия в работе полушарий головного мозга

Основные различия в работе полушарий головного мозга человека впервые обнаружил американский ученый лауреат Нобелевской премии Р. Сперри, который однажды в лечебных целях рискнул рассечь межполушарные связи у больных эпилепсией и с изумлением обнаружил, что два полушария единого доселе мозга ведут себя как два совершенно различных мозга и даже не всегда до конца понимают друг друга.

Левое полушарие   - это логическое мышление, языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание, отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием, которое способно понимать только буквальный смысл слов. Информация обрабатывается  последовательно по этапам. Концентрация на отдельных деталях, слабая способность собрать все детали в единое целое. Левое полушарие хорошо развито, часто его называют главным, ведущим (как у правшей, так и у левшей). Его развитие поддерживается нашей культурой, семьей. И начинается все с раннего детства. Родители, вспомните, как вы радовались и восхищались первыми словами своего ребенка. Малыши очень рано усваивают, что говорить – это хорошо, родителей можно осчастливить всего одним словом. А вот рисовать можно только на бумаге, это хорошо. Рисовать на стенах и мебели плохо. Еще плохо рисовать на одежде, на полу, книгах… Как много ограничений. Потом детский сад, подготовка к школе, где дети узнают буквы и цифры (знаки). Потом школа, где большая часть времени отводится письму, чтению, счету. И совсем немного (обычно один урок в день) творчеству: рисованию, музыке, художественному труду. В средней школе таких часов становится все меньше, потом колледж, институт… Вот левое полушарие уже окрепло и привыкло активно работать, а правое дремать.

Правое полушарие - интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в образах. Пространственная ориентация отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.  С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: "Он висит у меня на хвосте", то, как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек. Эмоциональный интеллект – это работа правого полушария. Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое. Понимать эмоции других мы можем только правой частью мозга. Мечты, фантазии, мистика, религиозность, музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие. Музыка — это классический пример невербальной (несловесной) информации, тем не менее,  в ряде случаев ее звучание активизирует работу левого полушария. Правда, это происходит только у тех людей, которые не испытывают чувства полного «погружения» в стихию мелодий и звуков, не отдаются безраздельно этой стихии, а пытаются как бы анализировать воспринимаемое — «проверить алгеброй гармонию». Иными словами, воспринимая «не свою» невербальную  информацию, левое полушарие «по привычке» пытается переработать ее так же, как обычно поступает со словами, цифрами и т. п.

Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.

Межполушарная асимметрия по-разному выражена и при чтении художественных и технических текстов. Хотя и в том и в другом случае происходит восприятие и переработка словесной  информации, но при чтении технических текстов больше активизируется левое полушарие, а при чтении художественных — правое. То есть они опять-таки «не забывают» своих основных функций.

Все эти факты свидетельствуют о том, что различие между полушариями мозга определяется не столько качественными особенностями воспринимаемого ими материала, сколько стратегией его переработки. В чем же состоит своеобразие этой стратегии?

Основной отличительной особенностью «правополушарного» — образного — мышления считают способность целостно, в комплексе воспринимать предметы и явления, с одновременной и даже мгновенной обработкой многих, если не всех их параметров. А «левополушарное» мышление наделяют способностью к последовательной обработке информации.  Левополушарное мышление из отдельных элементов информации создает однозначный контекст. То есть из всех бесчисленных связей между предметами и явлениями оно активно выбирает только некоторые, наиболее существенные для данной конкретной задачи.

На противоположных принципах основана стратегия правополушарного мышления. Оно создает многозначный контекст, благодаря одновременному схватыванию практически всех признаков и связей одного или многих явлений. Если логико-знаковое мышление формирует модель мира, удобную для анализа, но в чем-то условную и ограниченную, то образное мышление создает новый и полнокровный, натуральный образ мира. Отдельные свойства, грани образов взаимодействуют друг с другом сразу в нескольких «смысловых плоскостях», что, собственно, и создает эффект многозначности.

Другим широко известным примером активности правополушарного мышления является творчество — и в искусстве, и в науке. Тот общепризнанный факт, что произведения искусства не поддаются исчерпывающему анализу и безоговорочной интерпретации, а суть их не сводится к формальной сюжетной основе, как раз и отражает роль многозначного контекста. Поэтому можно считать оправданными попытки сопоставлять сновидения с художественным творчеством. В основе обоих феноменов лежит возможность организовать многозначный контекст, но подчинены они разным задачам: творчество создает основу для самовыражения художника, а сновидения позволяют разрешать внутренние конфликты, сохраняют психологическую устойчивость субъекта и восстанавливают поисковую активность (подробнее об этом см. «Наука и жизнь» № 8, 1981).

Один из простых способов  определения творческих способностей (ведущего полушария) состоит в том, что испытуемым предлагают составить парные словесные ассоциации. При этом люди с высоким творческим потенциалом чаще называют антонимы, чем синонимы, то есть они легче ассоциируют те или иные понятия с противоположными по значению, чем со сходными. Это означает, что они способны видеть предметы и явления в более широком контексте и готовы к одновременному постижению не одной, а нескольких идей или сторон явления.

Логико-знаковое мышление, как мы уже отмечали, вносит в картину мира некоторую искусственную упорядоченность, тогда  как образное мышление обеспечивает естественную непосредственность восприятия мира таким, каков он есть. Можно сказать, что левополушарное мышление уменьшает хаотичность, неопределенность ситуации и организует информацию в некую систему. Все это требует от системы дополнительных затрат, от живой системы — затрат физиологических. Это подтверждается результатами психофизиологических исследований.

Людям с высокими творческими способностями при решении творческих задач не нужна дополнительная активация мозговых структур. И, наоборот, задачи, адресованные к левополушарному мышлению, требуют дополнительной активации мозга у всех лиц, независимо от творческого потенциала. Получается, что творческая деятельность менее утомительна, чем рутинная работа.

Может поэтому, от рутины так быстро устаешь, а творческая работа не утомляет? Попробуйте выполнить упражнения, включить правое полушарие, разбудить его и нагрузить работой.  Вы сможете проверить на себе, как это – быть правополушарным. Время будет идти незаметно, если не смотреть на часы и не включать тем самым левое полушарие. Вам тяжело будет определить – сколько времени вы занимаетесь рисованием, и вы  совсем не устанете.

Итак, в чём же разница между полушариями, и почему нам так важно именно правое, которое практически не получает развития в системе нашего образования?

Левое

  • Вербальное (использует слова, чтобы называть вещи своими именами)
  • Аналитическое (пошаговый процесс осознания действительности, буква-слог-слово)
  • Символическое (=, +, % известные всем и легко воспринимающиеся символы)
  • Абстрактное (возможность увидеть океан в капле воды)
  • ВременнОе (позволяет следить за временем и выполнять задания в порядке очерёдности)
  • Рациональное (делает выводы, основанные на причинах и фактах)
  • Цифровое (позволяет использовать цифры)
  • Логическое (способность строить логические цепочки, где одно вытекает из другого)
  • Линейное (одна идея следует за другой, и они непременно связаны между собой)  

Правое

  • Невербальное (восприятие или осознание происходит на бессловесном уровне)
  • Синтетическое (складывает увиденное в одно целое)
  • Актуальное, реальное (видит вещи такими, какие они есть в настоящий момент)
  • Аналогическое (ищет схожесть в вещах, отвечает за понимание метафор)
  • ВневременнОе (отсутствует чувство времени)
  • Нерациональное (не требует основу из фактов и данных для вывода, склонность к откладыванию суждений) Пространственное (видит отношение вещей друг с другом, и как части составляют целое)
  • Интуитивное (склонно к внутренним откровениям)
  • Целостое (способность видеть вещи целиком, без разбивания их на детали)

Следует ли из всего этого, что нам нужно срочно начать рисовать левой рукой? Нет, нет и ещё раз нет. Если вы правша - левая рука просто-напросто не приспособлена для рисования. Но если вы взяли карандаш в левую руку и поняли, что ваши рисунки получаются лучше - тогда продолжайте рисовать левой рукой.

Изложенная выше информация помогает понять необходимость правого, забытого полушария для умения рисовать и даёт представление о его роли в развитии творческих способностей личности. Все задания рассчитаны именно на то, что левое полушарие откажется их выполнять, и тогда правое вступит в свои права.

Комментарии

Опубликовано пользователем Анна

Опубликовано пользователем Наталия

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
This question is for testing whether or not you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
13 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.